Музеи — главные точки притяжения в познавательном туризме, основа экскурсионных городских маршрутов. Многие музеи не только получили популярность у туристов, но и научились зарабатывать: по данным Минкультуры РФ, в 2023 году коммерческие доходы музеев в России выросли на 13 %. RUSSPASS Журнал поинтересовался у экспертов, какие составляющие обязательны для успеха музейного проекта.
Современные музеи сталкиваются с безусловным вызовом времени: богатой экспозиции и квалифицированного экскурсовода уже недостаточно, чтобы привлечь внимание посетителей. Гости музеев стали опытными и «насмотренными» и ожидают более сложных и утонченных предложений. В то же время музей — не только развлечение, он выполняет образовательную и просветительскую миссию. При этом некоторые музеи не имеют бюджетных источников финансирования, а некоторые имеют несколько источников, включая коммерческие проекты.
Как сообщает Министерство культуры РФ, в 2023 году коммерческие доходы музеев в России выросли на 13 %. Сюда входят средства от продажи билетов, платных лекций, фестивалей, мастер-классов и другой деятельности. Музеи связывают такую динамику с ростом популярности: в 2023 году российские музеи посетили 43 млн человек, что на 12 млн человек больше, чем в прошлом году. В одном лишь Санкт-Петербурге в 2023 году музеи города посетили более 8 млн человек, что на один миллион больше (16 %), чем годом ранее.
По данным ВЦИОМ на июнь 2024 года, каждый второй россиянин (48 %) был в музее в течение последних двух лет, в том числе 17 % — в течение последних нескольких месяцев. Наибольший интерес вызывают исторические (63 %), художественные (44 %) и краеведческие (35 %) музеи. Технические музеи в три раза больше интересуют мужчин (49 %), чем женщин (16 %).
Опытные музейные сотрудники выделяют несколько основных составляющих «формулы успеха» для современного музейного проекта:
— уникальный бренд и продуманная событийность;
— разнообразие форматов;
— цифровые технологии;
— знание аудитории, создание вокруг музея сообщества и работа с ним.
Представители пяти музеев рассказали RUSSPASS Журналу, как сочетание этих элементов делает проекты популярными.